Си И и. ICThl-tllliUlUIll

В конце 1940-х годов работы ОКБ-293 М. Р.Бисновата, ОКБ-155 А. И.Микояна и М. И.Гуревича и его филиала, руководимого А. Я.Бе­резняком, ряда других ОКБ по созда­нию авиационных управляемых кры­латых ракет классов "воздух-по­верхность" и "воздух-корабль” от — кры пі это повое направление в отечес­твенной авиационной и ракетной технике.

Для отработки в реа пшы. х усло­виях систем радиоуправления н самонаведения самолетов-снарядов (ракет) в дополнение к самолетам — лабораториям создава шсь пнлоін- руемые аналоги по бортовоп аппа­ратуре наведення и управ іения, а для определения летных характеристик в особых режимах — аналоги по компо­новочной схеме п конструкции та­пера

Самолеты-аналоги, оснащенные системой самонаведения, после прове­дения полета на опытных режимах на конечном этапе наведения перево­дились в режим ручного пилоти­рования. Пилот, находящийся на борту самотета-апалога, наблюдал за работой бортовой аппаратуры от момента запуска двигателя и отде­ления от самолста-ііоентеляло за. хва і а цели ГСП н выхода аппарата па расчетную траекторию сближения с целью. Убедившись в работе (отказе) аппаратуры наведения пилот уводил диалог от пели н совершал посадку на аэродроме. На этапе обработки системы наведення самолетьі-апалої и, естественно, боевой части не имели.

Констру ктивно подобные ана логи самолетов-снарядов использовались для определения аэродинамических характеристик, наїрузок ни органы управления, необходимых при раз­работке систем управления и наве­дения.

При создании крылатой ракеты 15ХМ “Шторм” в ОКБ-293 был раз­работан и создан пилотируемый

Подпись: Пилотируемый самолет К-І - аэродинамический анаше ракеты Л С-1Си И и. ICThl-tllliUlUIllСи И и. ICThl-tllliUlUIllПодпись: МиГ-156нс (СДК-5), МиГ-17 (СДК-7), созданные дія отработки аппаратуры авиационных крылатых ракет прототип ракеты с турбореактивным

двигателем РД-10, который в ходе испытаний сбрасывался с самолета — носителя Пе-8‘3.

Пилотируемые аналоги ракет — самолсім “К” создавались при отра­ботке крылатой ракеты КС-I (го­ловной разработчик СКБ-1). К маю 1951 года на самолетах-аналогах были отработаны основные системы ра кеты* 13*.

Самолеты СДК (“самолет-дублер “Кометы") использовались для отра­ботки системы наведения ракет в различной помеховой обстановке. Для отработки системы наведения ис­пользовались самолет ы-лабораторнн созданные на базе истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ 17. МиГ-19с.

Двухместная летающая лабора­тория МиГ-9ФК* |3“. оснашенная радиолокатором облучения объекта (цели) и смет смой наведения с прнсмо — персдаюшнми антеннами, была соз­дана в 1949 году на базе фронтового истребителя по программе создания управляемой авиационной крылатой ракеты (самолета — снаряда) КС-1 “Комета”. По всей видимости, на первом этапе лаборатория могла быть прообразом самолета-снаряда, т. к. проектирование КС-1 в первом ва­рианте велось на базе планера само­лета МиГ-9 (проект завершен в ноябре 1948 года). В ходе лет ных испытаний на самолете отрабатыва шсь система самонаведения ракеты, система уп­равлення с передачей команд с самолета-носителя. Для продолжения исследований и отработки бортовых систем крылатой ракеты по проекту “Комета” в 1955 году были созданы летающие лаборатории СДК-5 (СДК-5С) и СДК-7* 151 на базе истре­бителей МиГ-15 и М иГ-15бис, позді іее — СДК-5 на базе Ми Г-17 со снятыми штатными системами вооружения В
работе [6] указано, что беспилотные СДК-5 н СДК-7, созданные на базе планера МнГ-15, были “настоящими летающими бомбами, оснащенными аппаратурой самонаведения для унич­тожения наземных обьектов”.

На базе сверхзвукового фрон­товою истребителя МиГ-19с было

создано четыре модифицированных самолета для испытаний н отрабоїкн систем радиоуправления и само­наведения авиационной крылатой ракеты Х-20 авиационно-ракетного комп іекса К-20. Пн юшрусмыссамо­леты-имитаторы СМ-20 н СМ-20/П с 1957 года использовались: в отра-

Си И и. ICThl-tllliUlUIll

Летающая лаборатория МиГ-9ЛЛ дім отработки системы самонаведения крылатой ракеты КС

Беспилотные летательные аппараты

Си И и. ICThl-tllliUlUIll

МиГ-ПСДК для отработки системы самонаведения крылатой ракеты

Летающая лаборатория

 

 

Подпись: Противотанковыи реактивный управляемый снаряд ЗМ6 "Шмель Подпись:

богках запуска двигателя (с кар­бюраторным розжигом камеры сго­рания) при подвеске под самолетом — носителем Ту-95К в режиме прове­дения предс і артовой подготовки; при создании методики отделения о г носителя; для контроля работы радиоуправления. Самолеты-имита­торы СМ-К/1 и СМ-К/2 исполь­зовались для отработки системы

радиоуправления и наведения кры­латых ракет6.

Авиационные крылатые ракеты в дальнейшем создавались без привязки к планеру серийных истребителей и самолетов-аналогов крылатых ракет нс создавалось.

В последующем, при развитии военной техники в качестве ударных средств применялись летательные
аппараты различных классов — управ­ляемые ракеты различных классов и назначения, корректируемые (по траектории движения) боеприпасы, которые формально можно также отнести к БЛА (ударные средства, оснащенные головками самонаве­дения) и ДГІЛА. Образцы отечест­венных ракет и управляемых снарядов различного назначения, созданных в послевоенный период, и их харак­терне іики дос і аз очно полно рас­смотрены в печати.