Си И и. ICThl-tllliUlUIll
В конце 1940-х годов работы ОКБ-293 М. Р.Бисновата, ОКБ-155 А. И.Микояна и М. И.Гуревича и его филиала, руководимого А. Я.Березняком, ряда других ОКБ по созданию авиационных управляемых крылатых ракет классов "воздух-поверхность" и "воздух-корабль” от — кры пі это повое направление в отечественной авиационной и ракетной технике.
Для отработки в реа пшы. х условиях систем радиоуправления н самонаведения самолетов-снарядов (ракет) в дополнение к самолетам — лабораториям создава шсь пнлоін- руемые аналоги по бортовоп аппаратуре наведення и управ іения, а для определения летных характеристик в особых режимах — аналоги по компоновочной схеме п конструкции тапера
Самолеты-аналоги, оснащенные системой самонаведения, после проведения полета на опытных режимах на конечном этапе наведения переводились в режим ручного пилотирования. Пилот, находящийся на борту самотета-апалога, наблюдал за работой бортовой аппаратуры от момента запуска двигателя и отделения от самолста-ііоентеляло за. хва і а цели ГСП н выхода аппарата па расчетную траекторию сближения с целью. Убедившись в работе (отказе) аппаратуры наведения пилот уводил диалог от пели н совершал посадку на аэродроме. На этапе обработки системы наведення самолетьі-апалої и, естественно, боевой части не имели.
Констру ктивно подобные ана логи самолетов-снарядов использовались для определения аэродинамических характеристик, наїрузок ни органы управления, необходимых при разработке систем управления и наведения.
При создании крылатой ракеты 15ХМ “Шторм” в ОКБ-293 был разработан и создан пилотируемый
прототип ракеты с турбореактивным
двигателем РД-10, который в ходе испытаний сбрасывался с самолета — носителя Пе-8‘3.
Пилотируемые аналоги ракет — самолсім “К” создавались при отработке крылатой ракеты КС-I (головной разработчик СКБ-1). К маю 1951 года на самолетах-аналогах были отработаны основные системы ра кеты* 13*.
Самолеты СДК (“самолет-дублер “Кометы") использовались для отработки системы наведения ракет в различной помеховой обстановке. Для отработки системы наведения использовались самолет ы-лабораторнн созданные на базе истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ 17. МиГ-19с.
Двухместная летающая лаборатория МиГ-9ФК* |3“. оснашенная радиолокатором облучения объекта (цели) и смет смой наведения с прнсмо — персдаюшнми антеннами, была создана в 1949 году на базе фронтового истребителя по программе создания управляемой авиационной крылатой ракеты (самолета — снаряда) КС-1 “Комета”. По всей видимости, на первом этапе лаборатория могла быть прообразом самолета-снаряда, т. к. проектирование КС-1 в первом варианте велось на базе планера самолета МиГ-9 (проект завершен в ноябре 1948 года). В ходе лет ных испытаний на самолете отрабатыва шсь система самонаведения ракеты, система управлення с передачей команд с самолета-носителя. Для продолжения исследований и отработки бортовых систем крылатой ракеты по проекту “Комета” в 1955 году были созданы летающие лаборатории СДК-5 (СДК-5С) и СДК-7* 151 на базе истребителей МиГ-15 и М иГ-15бис, позді іее — СДК-5 на базе Ми Г-17 со снятыми штатными системами вооружения В
работе [6] указано, что беспилотные СДК-5 н СДК-7, созданные на базе планера МнГ-15, были “настоящими летающими бомбами, оснащенными аппаратурой самонаведения для уничтожения наземных обьектов”.
На базе сверхзвукового фронтовою истребителя МиГ-19с было
создано четыре модифицированных самолета для испытаний н отрабоїкн систем радиоуправления и самонаведения авиационной крылатой ракеты Х-20 авиационно-ракетного комп іекса К-20. Пн юшрусмыссамолеты-имитаторы СМ-20 н СМ-20/П с 1957 года использовались: в отра-
Летающая лаборатория МиГ-9ЛЛ дім отработки системы самонаведения крылатой ракеты КС
|
богках запуска двигателя (с карбюраторным розжигом камеры сгорания) при подвеске под самолетом — носителем Ту-95К в режиме проведения предс і артовой подготовки; при создании методики отделения о г носителя; для контроля работы радиоуправления. Самолеты-имитаторы СМ-К/1 и СМ-К/2 использовались для отработки системы
радиоуправления и наведения крылатых ракет6.
Авиационные крылатые ракеты в дальнейшем создавались без привязки к планеру серийных истребителей и самолетов-аналогов крылатых ракет нс создавалось.
В последующем, при развитии военной техники в качестве ударных средств применялись летательные
аппараты различных классов — управляемые ракеты различных классов и назначения, корректируемые (по траектории движения) боеприпасы, которые формально можно также отнести к БЛА (ударные средства, оснащенные головками самонаведения) и ДГІЛА. Образцы отечественных ракет и управляемых снарядов различного назначения, созданных в послевоенный период, и их характерне іики дос і аз очно полно рассмотрены в печати.